Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Мария,
греч. и лат. форма др.-евр. имени Мирьям (в Синод. пер. - Мариамь, см. Ex 15:20):
1) мать Иисуса Христа. Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии. Она покорилась воле Господней (Lc 1:26-38; -> Иисус Христос, II,Б,2). Из Назарета М. отправилась к своей родственнице -> Елисавете, у к-рой пробыла три месяца. Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (Lc 1:39-56). Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см. Deut 22:23-27). Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М. как жену (Mt 1:18-25). Указ имп. Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М. Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота. Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (Lc 2:1-7). Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч. ангелом (Lc 2:21). Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (Lc 2:22-24; ср. Лев 12). Как в ночь Рождества - через пастухов, так и в храме - через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синод. пер. - "волхвов"), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (Lc 2:8-20.25-38; Mt 2:1-12). Смерт. угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М. с ребенком бежать в Египет (Mt 2:13-15). В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (Mt 2:19-23; Lc 2:39). Жизнь М. от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку - Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, к-рому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (Mc 6:3; -> Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл. семейства. Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им. И хотя М. еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их "в сердце своем" (Lc 2:41-51). К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум (Jn 2:12; Mt 4:13). Оказалось, что ни М., ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (Mc 3:21.31). М. было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о "Его часе" (Jn 2:3-5); братья в своем непонимании не верили Ему (Jn 7:5). Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (Lc 11:27.28; Lc 14:26). Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (Mc 3:33-35). Только в повествовании о распятии вновь упоминается М., когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (Jn 19:25-27). В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М. находилась среди Его учеников (Act 1:14). Здесь исполнилось ее обещание: "Се, раба Господня" (Lc 1:38). Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;
2) М. Магдалина, происходившая, согл. своему прозвищу, из города -> Магдалы. Иисус изгнал из нее семь бесов (Lc 8:2; Mc 16:9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Lc 8:3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Mt 27:55.56), участвовали в погребении Иисуса (Mt 27:61; Mc 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Mc 16:1-5; Jn 20:1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Jn 20:2.11-18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (Lc 7:36-50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется "грешницей";
3) М. из Вифании была сестрой -> Марфы и -> Лазаря. По природе своей она была сдержанней, чем Марфа (Jn 11:20.28.29). М. быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (Lc 10:38-42). Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению. Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М. (Mt 26:6-13; Mc 14:3-9; Jn 12:3-8);
4) М. Клеопова - женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (Jn 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы. М. - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Mt 27:56). Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (Lc 24:10). В Mt 27:61; Mt 28:1 она именуется "другая Мария". Если -> Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (Mt 10:3; см. парал. места), тогда один из сыновей М. - ап. Иаков;
5) мать Иоанна Марка (Act 12:12). Она, очевидно, была состоят. женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы. Согл. Col 4:10, она - тетка (по смыслу Синод. пер. - сестра) Варнавы;
6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви. Павел просит при-ветствовать ее (в Синод. пер. - Мариамь, Rom 16:6).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).