Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Служение, служба, служить

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С.:
1) в ВЗ наиб. часто встречаются евр. глаголы шерет и авад. Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ. терминологии. Шерет - это "почетная служба", на к-рую призывают или к-рую выбирают добровольно. Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, к-рый ему лично прислуживал (Genesis 39:4). Иисус Навин был служителем у Моисея (Exodus 24:13; Exodus 33:11; Numeri 11:28). Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С. священников (Exodus 28:35.43; 1 Regum 8:11; Ezechielis 44:17). Левиты служат первосвященнику Аарону (Numeri 3:6), священникам (Numeri 18:2), при скинии и всему обществу (Numeri 16:9). Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр. Илиею, чтобы служить ему (1 Regum 19:21). Такое С. считалось почетной привилегией. Слово авад означает "работать", "выполнять определенную работу", "нести рабскую службу". Оно употребляется как в отношении деяний Бога (Isaiae 28:21), так и к человеч. труду (Exodus 20:9 и парал.). Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет (Genesis 29:18). Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь (Exodus 21:5). Израил. народ служил различным правителям во времена судей (Iudicum 9:28), языч. божествам (2 Regum 10:18), иноземным царям (Ieremiae 25:11). Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным: исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой. Такой служитель в большинстве случаев - раб. Слово эвед - "раб", "служитель" - в Isaiae 53:1 означает страждущего Раба Божьего. Иногда, когда речь идет о поклонении языч. богам, употребляется слово цамад (в Синод. пер. - "прилепляться к" - Numeri 25:3.5; Psalmorum 105:28). Словосочетания "предстать перед к.-л." и "быть при к.-л." также могут означать С. (Genesis 41:46; Deuteronomii 1:38 и т.д.);
2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств. им выражений, наполненных единым богословским содержанием, к-рые характеризуют жизнь христианина как "служение Богу": а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун - восемь раз. Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина (Matthaeum 6:24; Lucam 15:29; Actus 20:19; Colossenses 3:24); б) слово диаконейн первонач. означало "прислуживать за столом", "обеспечивать всем необходимым" (Lucam 10:40; Lucam 12:37; Ioannem 12:2; Actus 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит. миссии Иисуса Христа (Marcum 10:45 и парал.), к С. апостолов (2 Corinthios 3:3; ср. 2 Corinthios 6:3), обретая тем самым свое главное значение: "христианское служение" (1 Petri 4:10). Иисус Христос наполнил С. новым смыслом. Глагол диаконейн (см. Matthaeum 4:11) встречается в НЗ 37 раз, понятие "служение" - 34 раза (Lucam 10:40; Actus 1:25; Actus 6:4; 2 Corinthios 4:1 и др.), слово "слуга" - 29 раз (Matthaeum 20:26; Matthaeum 23:11; Ioannem 12:26; Philippenses 1:1 - в Синод. пер. - "рабы", и т.д.); в) глагол латреуейн (см. Actus 24:14), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа. Но в НЗ значение этого глагола шире: оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С. Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте: Deuteronomii 10:12). При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека (Romanos 12:1). Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ. латрейа (ср. Ioannem 16:2) - 5 раз; г) близок по значению к слову латреуейн глагол лейтургейн, означающий в НЗ священнич. С. Этот глагол встречается только в Actus 13:2; Romanos 15:27 и Hebraeos 10:11. Производное сущ., переведенное как "служба" (см. Lucam 1:23), встречается в НЗ шесть раз, слово "служитель", лейтургос, - пять раз. Оно означает призвание на С. и облечение соотв. полномочиями. В Romanos 15:27 оно употребляется в обыденном значении - "повседневная работа"; д) слово гиерургейн, "совершать священнодействие", встречается только в Romanos 15:16. Павел понимает свое С. благовестия как священнич. Этот фрагмент позволяет увидеть, насколько близки по значению слова, обозначающие С. (Romanos 15:16.25.27 - гиерургейн, диаконейн и лейтургейн); е) слово гюперетейн встречается только в Actus 13:36; Actus 20:34; Actus 24:23, в то время как производное от него сущ. гюперетес, "слуга" (см. Matthaeum 5:25), употреблено 20 раз. В древнегреч. языке словом гюперетес первонач. называли галерного раба, прикованного цепями к ножным упорам судна. Возм., гюперетес в НЗ служит специальным обозначением людей, знавших предание об Иисусе Христе и проповедовавших его новообращенным. Именно в этой связи упоминаются гюперетай ... ту логу, "служители слова", в прологе Ев. от Луки. Как гюперетес Павла и Варнавы упоминается Марк (Actus 12:25; Actus 13:5), к-рый первым в полном объеме записал рассказы о Христе (-> Евангелие). С учетом того, что Марк повествовал о жизни Иисуса, становится понятно, почему его уход от апостолов столь сильно отразился на их С.
II. РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
Слова "служить", "раб", "слуга" и др. отражают отношения раба и господина (Exodus 21:2; Matthaeum 20:26; Lucam 17:8), покоренных народов и иноземных завоевателей (Iudicum 3:8), порабощенных и поработителей (Genesis 15:13; Exodus 1:11). При этом раб мог пользоваться особым доверием своих хозяев (Genesis 39:14); словом "служащие" названы придворные и вельможи, даже цар. родственники (2 Paralipomenon 22:8; Esther 1:10). (-> Раб.) В НЗ рабское С. символизирует рабскую зависимость от греха (Ioannem 8:34 и т.д.). В освобождении от этого С. греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа (Ezechielis 36:26; Ioannem 8:36; Romanos 6:6.19; Romanos 8:21). В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания (Lucam 4:20). Служителями первосвященников (Ioannem 18:3; Actus 5:22) были левиты.
III. БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
Это С. лежит в основе всех Божьих деяний. Иисус "пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Matthaeum 20:28). Бог послал Своего Сына на С. людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С. тем, кто живет на земле и "имеет наследовать спасение" (Hebraeos 1:14).
IV. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУ
В ВЗ для служения Богу (-> Богослужение) были избраны левиты (Deuteronomii 18:5). Прообразом искупит. жертвы Христа явились жертвоприношения животных (Iosue 22:27). Человек должен был выбрать между С. Богу и идолопоклонством (Iosue 24:14.18.31). Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами (Exodus 20:5; Exodus 23:24.33). Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов. Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С. "чужим богам" (1 Samuelis 26:19). В НЗ С. Богу противопоставляется идолопоклонству. Человеку необходимо освободиться от "мертвых дел", от "служения маммоне", т.е. от обожествления материальных, земных ценностей и человеч. духа; следует служить только "Богу живому и истинному" (1 Thessalonicenses 1:9; Hebraeos 9:14). Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов (Philippenses 4:13). И, напротив, отрицая власть живого Бога (Psalmorum 2:3; Lucam 19:14), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам. "Никто не может служить двум господам" (Matthaeum 6:24), "да постыдятся все, служащие истуканам" (Psalmorum 96:7). С. Богу - одна из форм общения с живым Богом. Служить Ему - значит не хлопотливо прислуживать (Lucam 10:40), но внимать Ему и переживать Его присутствие. Служить Богу - значит сослужить ангелам (Danielis 7:10; Hebraeos 1:14). Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога. По словам Павла, "разумное служение" совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и "предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Romanos 12:1; см. выше, I,2в, значение греч. глагола латреуейн). Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа (Romanos 1:1; 1 Corinthios 3:5; 1 Corinthios 4:1; Ephesios 3:7; Philippenses 1:1; Titum 1:1; 2 Petri 1:1). "Служителями (рабами) Бога" названы пророки (Ezechielis 38:17), священники (Ioel 1:9), царь Давид (Isaiae 37:35), а иногда - даже язычники (Ieremiae 43:10).
V. СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
С. ближнему, как и любое С. вообще, - это прежде всего С. Господу, богослужение (Ephesios 6:6; Colossenses 3:22). В С. ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не "стараясь угождать людям" (Galatas 1:10):
1) в ВЗ словами "служитель", "раб", называют и того, кто находится в услужении (Exodus 24:13), и того, кто проявляет по отношению к к.-л. учтивость и покорность (Genesis 42:11; Genesis 44:16). Кр. того, этими же словами названы слуги (см. п. II);
2) в НЗ образец истинного С. являет Собой Иисус Христос: "Я посреди вас, как служащий" (Lucam 22:27). "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Marcum 10:45). С. было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога; человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из к-рых состояла вся жизнь Иисуса. Христос дал нам "пример", чтобы мы подражали Ему (Ioannem 13:15-17). Он обещает награду за любое С. ближнему, как если бы мы служили Ему Самому (Matthaeum 25:40.45). Т.о., желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему. В Царстве Божьем велик тот, кто служит: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Matthaeum 20:26), "начальствующий, как служащий" (Lucam 22:26). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Romanos 8:36; 2 Corinthios 6:3-10). Люди должны служить друг другу любовью (Galatas 5:13) и полученными дарами (1 Petri 4:10).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).