Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 90:1-16

Поделиться
Господи! Ты нам прибежище
  в род и род.
Прежде нежели родились горы,
  и Ты образовал землю и вселенную,
  и от века и до века Ты — Бог.
Ты возвращаешь человека в тление,
  и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
Ибо пред очами Твоими тысяча лет,
  как день вчерашний, когда он прошел,
  и как стража в ночи.
Ты как наводнением уносишь их; они — как сон,
  как трава, которая утром вырастает,
утром цветет и зеленеет,
  вечером подсекается и засыхает.
Ибо мы исчезаем от гнева Твоего,
  и от ярости Твоей мы в смятении.
Ты положил беззакония наши пред Тобою
  и тайное наше пред светом лица Твоего.
Все дни наши прошли во гневе Твоем;
  мы теряем лета наши, как звук.
10 
Дней лет наших — семьдесят лет,
  а при большей крепости — восемьдесят лет;
и самая лучшая пора их — труд и болезнь,
  ибо проходят быстро, и мы летим.
11 
Кто знает силу гнева Твоего,
  и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 
Научи нас так счислять дни наши,
  чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 
Обратись, Господи! Доколе?
  Умилосердись над рабами Твоими.
14 
Рано насыти нас милостью Твоею,
  и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 
Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,
  за лета, в которые мы видели бедствие.
16 
Да явится на рабах Твоих дело Твое
  и на сынах их слава Твоя;
Свернуть

Нисколько не удивительно, что именно этот псалом на протяжении веков люди повторяли при опасности, черпая в нём уверенность в силе и помощи Божией. Призыв Господа “не бойтесь”, пронизывающий Писание, здесь раскрывается в образах, и мы ещё раз утверждаемся, что Он рядом, Он - главный Защитник.

Но помним мы и то, как сатана пытался словами именно этого псалма искусить Христа. Значит, одного лишь механического повторения даже самых замечательных молитвенных слов недостаточно, сами по себе они врага Божьего могут и не испугать.

Но если слова неразрывны с верой, если на первом плане для нас Господь и мы нелицемерно любим Его и храним Ему верность, то тогда слова, вдохновенно вышедшие из глубины сердца древнего псалмопевца могут стать и нашей бронёй, оберегающей от любых искушений.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Пс 90
Господи! Ты нам прибежище
  в род и род.
Прежде нежели родились горы,
  и Ты образовал землю и вселенную,
  и от века и до века Ты — Бог.
Ты возвращаешь человека в тление,
  и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
Ибо пред очами Твоими тысяча лет,
  как день вчерашний, когда он прошел,
  и как стража в ночи.
Ты как наводнением уносишь их; они — как сон,
  как трава, которая утром вырастает,
утром цветет и зеленеет,
  вечером подсекается и засыхает.
Ибо мы исчезаем от гнева Твоего,
  и от ярости Твоей мы в смятении.
Ты положил беззакония наши пред Тобою
  и тайное наше пред светом лица Твоего.
Все дни наши прошли во гневе Твоем;
  мы теряем лета наши, как звук.
10 
Дней лет наших — семьдесят лет,
  а при большей крепости — восемьдесят лет;
и самая лучшая пора их — труд и болезнь,
  ибо проходят быстро, и мы летим.
11 
Кто знает силу гнева Твоего,
  и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 
Научи нас так счислять дни наши,
  чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 
Обратись, Господи! Доколе?
  Умилосердись над рабами Твоими.
14 
Рано насыти нас милостью Твоею,
  и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 
Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,
  за лета, в которые мы видели бедствие.
16 
Да явится на рабах Твоих дело Твое
  и на сынах их слава Твоя;
17 
и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,
  и в деле рук наших споспешествуй нам,
  в деле рук наших споспешествуй.
Свернуть
Псалом 90 принадлежит переходной эпохе, эпохе, когда Иерусалим, после завоевания его Давидом, стал религиозной столицей яхвизма и вместе с тем столицей новосозданного еврейского государства...  Читать далее

Псалом 90 принадлежит переходной эпохе, эпохе, когда Иерусалим, после завоевания его Давидом, стал религиозной столицей яхвизма и вместе с тем столицей новосозданного еврейского государства. Прежде Иерусалим (называвшийся тогда Шалемом или, по названию племени, на территории которого находился, Иевусом) был городом-святилищем, святилищем, почитаемым всеми окрестными племенами, где поклонялись божеству по имени Эль-Эльон, бывшему местным богом неба наподобие Зевса Олимпийского в Греции. В Синодальном переводе имя этого божества переводится обычно как «Бог Всевышний», хотя точнее соответствующий титул было бы перевести как «высокий» или «возвысившийся».

Речь, очевидно, в данном случае идёт о боге неба, но не о Боге Авраама, открывшемуся самому Аврааму с именем Эль-Шадай, которое переводится обычно как «Бог Всемогущий», хотя точнее было бы перевести его как «Бог силы», если переводить вообще — собственные имена ведь обычно не переводятся, хотя и имеют свою этимологию. В Псалме 90 между тем оба эпитета — и Эльон, относимый к прежнему хозяину святилища, и Шадай, относимый к Богу Авраама — относятся к Яхве.

Упоминание в тексте перьев и крыльев, вероятно, свидетельствует о том, что в дояхвистские времена Эль-Эльону поклонялись в образе птицы, как нередко бывало в древности на Ближнем Востоке с богами неба, священной птицей которых считался обычно орёл или ястреб. Применение обоих титулов к новому хозяину святилища — к Яхве — говорит о том, что Он занимает теперь место прежнего божества, как истинный Бог, приходящий на смену языческому владыке небес. Однако помимо истории как таковой за упомянутыми титулами стоит и подлинный духовный опыт.

Сень, крылья, тень — всё это эпитеты, служащие для описания переживания того, что мы называем обычно покровом Божьим, если, конечно, не понимать это выражение сугубо образно или аллегорически. Ощущение Присутствия действительно порой напоминает и покров, прикрывающий голову, и лёгкое дуновение, как бы от невидимых крыльев. Такой опыт свидетельствует о близости Бога — тогда человек действительно может ощущать, что Бог как бы несёт его на руках, так, что ему совершенно нечего бояться. Этот опыт можно считать вполне универсальным, но, как всякий опыт, он обычно бывает передан и описан на языке своей эпохи, порой для нас непривычном, однако вполне адекватном с точки зрения тех, кто этим языком пользовался.

Свернуть
 
На Пс 90:1-16
Господи! Ты нам прибежище
  в род и род.
Прежде нежели родились горы,
  и Ты образовал землю и вселенную,
  и от века и до века Ты — Бог.
Ты возвращаешь человека в тление,
  и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
Ибо пред очами Твоими тысяча лет,
  как день вчерашний, когда он прошел,
  и как стража в ночи.
Ты как наводнением уносишь их; они — как сон,
  как трава, которая утром вырастает,
утром цветет и зеленеет,
  вечером подсекается и засыхает.
Ибо мы исчезаем от гнева Твоего,
  и от ярости Твоей мы в смятении.
Ты положил беззакония наши пред Тобою
  и тайное наше пред светом лица Твоего.
Все дни наши прошли во гневе Твоем;
  мы теряем лета наши, как звук.
10 
Дней лет наших — семьдесят лет,
  а при большей крепости — восемьдесят лет;
и самая лучшая пора их — труд и болезнь,
  ибо проходят быстро, и мы летим.
11 
Кто знает силу гнева Твоего,
  и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 
Научи нас так счислять дни наши,
  чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 
Обратись, Господи! Доколе?
  Умилосердись над рабами Твоими.
14 
Рано насыти нас милостью Твоею,
  и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 
Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,
  за лета, в которые мы видели бедствие.
16 
Да явится на рабах Твоих дело Твое
  и на сынах их слава Твоя;
Свернуть
Нисколько не удивительно, что именно этот псалом на протяжении веков люди повторяли при опасности, черпая в нём...  Читать далее

Нисколько не удивительно, что именно этот псалом на протяжении веков люди повторяли при опасности, черпая в нём уверенность в силе и помощи Божией. Призыв Господа “не бойтесь”, пронизывающий Писание, здесь раскрывается в образах, и мы ещё раз утверждаемся, что Он рядом, Он - главный Защитник.

Но помним мы и то, как сатана пытался словами именно этого псалма искусить Христа. Значит, одного лишь механического повторения даже самых замечательных молитвенных слов недостаточно, сами по себе они врага Божьего могут и не испугать.

Но если слова неразрывны с верой, если на первом плане для нас Господь и мы нелицемерно любим Его и храним Ему верность, то тогда слова, вдохновенно вышедшие из глубины сердца древнего псалмопевца могут стать и нашей бронёй, оберегающей от любых искушений.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).